политика, экономика, компромат

   16+ | 

Редакция

 | 

Ссылки

 | 

Карта сайта


Разделы сайта

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Дайджест

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Персоналии

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

База данных

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Терроризм

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Политика

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Экономика

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Общество

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Macc-медиа

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Криминал

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Религия

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Культура

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Спорт

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Право

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

ВИДЕО на FLB.RU

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Web-Обзор


Регионы

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Центральный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Северо-Западный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Южный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Северо-Кавказский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Приволжский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Уральский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Сибирский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Дальневосточный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Зарубежье

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

СНГ


Читательский TOП

»  

МВД разоблачило хвастовство депутата Поклонской


» 

В Сети появился сайт открытого конкурса управленцев «Лидеры России»


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 09.10.2017


» 

Кто сломал карьеру Данису Зарипову


» 

Хлебный рынок Москвы накануне скандала


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 10.10.2017


» 

Солнцевская ОПГ


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 11.10.2017




  

Политика »


Министр прибыльных сообщений

Отчет о результатах проверки выполнения представлений Счетной палаты Российской Федерации, направленных по результатам проверки Министерства путей сообщения Российской Федерации за 1997-1998 годы по фактам, изложенным в средствах массовой информации, а также в соответствии с решениями Коллегии Счетной палаты от 18 июня 1999 года (протокол №19 (170) и от 16 января 2001 года (протокол №2 (238), проверки законности и целесообразности предоставления МПС России скидок с железнодорожного тарифа компаниям "Трансрейл", ОАО "ПФГ Росвагонмаш" и ЗАО "Компания Трансуголь", а также законности и целесообразности использования средств федерального бюджета на государственное управление, внебюджетных средств и федеральной собственности в Министерстве путей сообщения Российской Федерации за 2000 год.

Версия для печати
Сохранить статью

г. Москва28 июня 2001 г.


Основание проверки: план работы Счетной палаты Российской Федерации на 2000 год (п. 4.1.6) и на 2001 год (п. 1.6.122 и п.1.3.2.37.1).

Цель проверки: выполнение представлений Счетной палаты Российской Федерации, а также оценка законности и целесообразности предоставления МПС России в 1997-1999 годах спецставок и скидок с железнодорожного тарифа компаниям "Трансрейл", ОАО "ПФГ Росвагонмаш" и ЗАО "Компания Трансуголь" при перевозке грузов на экспорт со станций Западно-Сибирской железной дороги; законность и целесообразность использования выделенных средств федерального бюджета на государственное управление, внебюджетных средств и федеральной собственности в Министерстве путей сообщения Российской Федерации.

Объекты проверки: Министерство путей сообщения Российской Федерации (в том числе Центр фирменного транспортного обслуживания МПС России, ГУ "Трансметалл", ЦКБ МПС России, Дирекция по эксплуатации оздоровительных учреждений железнодорожного транспорта МПС России, Дом отдыха "Рублево" и ГП "Футбольный клуб "Локомотив-Московской железной дороги"), Октябрьская и Западно-Сибирская железные дороги, Кузбасское отделение Западно-Сибирской железной дороги, ОАО "ПФГ Росвагонмаш", ЗАО "Компания Трансуголь", ООО Фирма "Трансрейл-Центр", ГП "Росжелдорснаб", ЗАО "Балтийская строительная компания", ОАО "Кузнецкий металлургический комбинат", Отраслевой центр рабочего снабжения "Желдорторгснаб" МПС России, ГУ "Дирекция по строительству объектов железнодорожного транспорта МПС России" и ОАО "Баминвест".

По результатам проверки оформлено 17 актов и 4 акта составлено по фактам непредставления информации.
С актами проверок руководители МПС России и проверенных предприятий и коммерческих структур ознакомлены под расписку. По ряду актов поступили письменные замечания и пояснения. Все представленные замечания рассмотрены и по ним подготовлены заключения. Часть замечаний признана обоснованной и учтена при подготовке данного отчета. Во многих замечаниях, не отрицая отмеченных в актах фактов, даются объяснения действий должностных лиц и пояснения причин, способствующих принятию тех или иных решений.

Проверкой установлено:
Ответственными за финансово-хозяйственную деятельность МПС России в проверяемом периоде являлись:

Министры путей сообщенияЗайцев А.А.- с 08.96 г. по 04.97 г.;
Аксененко Н.Е.- с 04.97 г. по 06.99 г.;
Старостенко В.И.- с 06.99 г. по 09.99г.;
Аксененко Н.Е.- с 09.99 г. по н/в;
Заместители Министра по финансовым вопросамМартынчук А.В.- с 10.96 г. по 05.97 г.;
Шигаев О.А.- с 08.97 г. по 08.98 г.;
Иванков М.В.- с 08.98 г. по н/в.
Руководители Департамента финансовНикулин С.А.- с 11.96 г. по 07.97 г.;
Шмаров П.П.- с 07.97 г. по 08.98 г.;
Короткевич П.Г.- с 08.98 г. по н/в.


I. Для проверки выполнения представления Счетной палаты по фактам нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольных мероприятий в финансово-хозяйственной деятельности МПС России и железных дорог, комиссии Счетной палаты в качестве информации было представлено постановление заседания Коллегии МПС России от 28 июля 1999 года №16. Других документов, в том числе приказов о привлечении виновных лиц к ответственности, не представлено.
Коллегия МПС России рассмотрела повестку: "О результатах проверки Счетной палаты Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности руководства Министерства путей сообщения за 1997-1998 годы по фактам, изложенным в средствах массовой информации".
Утвержденные указанным постановлением Коллегии МПС России мероприятия, в основном, сводятся к усилению контроля за финансово-хозяйственной деятельностью и обеспечению строгого контроля за предоставлением скидок с тарифа при осуществлении внутренних и международных перевозок, к доработке нормативно-правовых актов и т.д.
Коллегия МПС России недостаточно принципиально и самокритично рассмотрела недостатки и упущения в деятельности железнодорожной отрасли, в части:

  1. централизации средств амортизационных отчислений Министерством без принятия соответствующего постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации, а также фактов их нецелевого использования, в том числе на содержание оздоровительных учреждений и приобретение элитных квартир для отдельных сотрудников Министерства;
  2. предоставления неравных условий отдельным коммерческим организациям при осуществлении ими перевозок грузов по более низким тарифным ставкам, чем предусмотрено генеральными соглашениями;
  3. отвлечения денежных средств Министерства и его структурных подразделений в другие коммерческие организации без экономической выгоды;
  4. привлечения иностранного кредита на сумму 500 млн. долларов США, а также валютных средств российских банков на невыгодных для МПС России условиях;
  5. отсутствия принципиальной оценки деятельности Департамента финансов Министерства, в том числе по эффективности его работы;
  6. фактов закупки отечественной путевой техники и импортных рельсов без проведения тендера;
  7. непринятия административных мер к руководящим работникам Министерства и железных дорог, виновным в допущении нарушений и неэффективном использовании государственных средств;
  8. создания структурных подразделений в системе финансово-экономической деятельности (Кредитно-финансовый центр), дублирующих работу Департамента финансов МПС России.


Кроме того, на основании указания Министерства от 16.06.99 г. №190у создается дополнительная структура в финансово-экономической деятельности - ГУ "Казначейство МПС России", которая находится в непосредственном подчинении Департамента финансов.
Учитывая, что Казначейство организует и ведет учет расходования денежных средств, расчетов транспортными контрактами и ценными бумагами, которые непосредственно относятся к программе проверки, были запрошены учетные данные, необходимые для их анализа. Однако должностные лица МПС России и Казначейства не представили не только эти данные, но и формы первичных документов, которые должны быть разработаны в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 г. №129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Не представлены также копии платежных балансов, в которых отражаются все текущие расходы МПС России в соответствии с учредительными документами. По письменному пояснению руководителя Департамента финансов МПС России Короткевича П.Г. сообщено, что платежные балансы формируются на магнитных носителях по мере необходимости, а как оперативные данные они хранению не подлежат (письмо от 23.04.2001 г. №391).
Вместе с тем разработанные формы бухгалтерского учета в соответствии с решением Госналогслужбы Российской Федерации и Росархива от 27.06.96 г. подлежат хранению с минимальным сроком 5 лет.
Созданное Казначейство дублирует исполнительские функции Департамента финансов, а также в определенной степени и Кредитно-финансового центра МПС России.
По состоянию на 01.01.2001 г. в Казначействе работало 34 человека, фонд оплаты труда за период с августа по декабрь 1999 года составил 1,1 млн. руб., которые отнесены на общеотраслевые расходы, что является дополнительными расходами для железных дорог.
Средняя заработная плата на одного работника по итогам работы за декабрь 1999 года составила 21,1 тыс. рублей.
Таким образом, создание дополнительных организаций, дублирующих функции центрального аппарата МПС России, а также придание им статуса юридического лица практически не обоснованы, так как вопросы распределения денежных средств через эти структуры значительно усложняют процесс контроля за их использованием, а также представляют собой сложный механизм учета и отчетности, что не придает прозрачности движению денежных средств.

II. Настоящая проверка показала, что большинство ранее выявленных нарушений в расходовании денежных средств, предоставление отдельным коммерческим организациям льготных скидок при перевозках грузов на экспорт, их перепродажа на льготных условиях другим фирмам, а также отсутствие надлежащего контроля со стороны ведомственных контрольных органов и Центра фирменного транспортного обслуживания МПС России (ЦФТО) не только не устранены, но продолжают иметь место в настоящее время.
По итогам предыдущей проверки виновные лица к административной ответственности не привлекались, на заседании Коллегии МПС России они не заслушивались, что повлияло на конструктивную работу в период настоящей проверки, которое выражалось в непредставлении первичных документов для проверки инспекторам Счетной палаты, а также других документов по их запросам, или представлении, но не в полном объеме и с большой задержкой по времени.
Аналогичное реагирование на выявленные недостатки в финансово-хозяйственной деятельности установлено на железных дорогах, отдельных подразделениях МПС России и коммерческих структурах, в том числе:

• Западно-Сибирская железная дорога
• Октябрьская железная дорога
• ГП "Росжелдорснаб"
• ЗАО "Балтийская строительная компания"

IV. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.04.97 г. №305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" указанием МПС России от 18.06.97 г. №140у утверждены "Положение о тендерной комиссии МПС России", ее состав и номенклатура товарно-материальных ценностей, закупка которых осуществляется для нужд железнодорожного транспорта только после решения тендерной комиссии МПС России. Номенклатура изделий, подлежащих закупке только по решениям тендерной комиссии, содержит 24 изделия, в т.ч. подвижной состав, путевые машины, рельсы и другие элементы верхнего строения пути, колесные пары, тележки вагонов и локомотивов, дизельное топливо, мазут, уголь, материалы и оборудование, закупаемое по импорту, и др.
Указанием МПС России от 19.05.99 г. №218 пр-у объявлен для руководства и исполнения Федеральный закон от 6 мая 1999 г. №97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
В ходе проверки МПС России представлены протоколы заседания тендерной комиссии Министерства №№4 - 7, 9, 10 - 13, 15 - 24, 26 - 27 (всего - 21 протокол), охватывающие период с 10.07.97 г. по 23.12.99 г., на которых принимались решения о поставках железным дорогам России топлива, цистерн и полувагонов, средств вычислительной техники, отдельных типов электрооборудования, путевых машин, рельсов производства Японии, других видов техники.
Вместе с тем далеко не вся номенклатура товарно-материальных ценностей, включенная в приложение №3 к указанию МПС России от 18.06.97 г.№ 140у, при закупках рассматривалась на заседаниях тендерной комиссии МПС России.
Отсутствуют решения по подвижному составу, кранам на железнодорожном ходу, ударно-тяговому и автосцепному оборудованию подвижного состава, электростанциям, дизель-генераторам, автоматическим телефонным станциям, аккумуляторам, высоковольтному оборудованию и др.
Вопросы поставок угля для железных дорог на 1997-1999 годы на заседаниях комиссии не рассматривались ни разу, также не рассматривался вопрос о выборе подрядчиков строительных работ.
В 2000 году не проводился тендер по поставкам материалов верхнего строения пути (МВСП) для нужд железных дорог, тендер на поставку импортных рельсов проведен только в 1999 году.
Закупка электровозов, тепловозов, пассажирских и грузовых вагонов, электровагонов и дизельпоездов осуществлена без решений тендерной комиссии МПС России, на сумму 6223,6 млн. руб. или 73,7% от общего объема закупок подвижного состава, технических средств и производства пассажирских вагонов.
В нарушение п. 8 "Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд МПС России", информация о победителе торгов публиковалась в прессе нерегулярно.
Таким образом, требования Указа Президента Российской Федерации от 08.04.97 г. №305 и Федерального закона от 06.05.99 г. №97-ФЗ МПС России в полной мере не выполняются.

V. В 1999 году МПС России привлекались валютные и рублевые средства по кредитным договорам с ООО КБ "Промсвязьбанк" и московским филиалом ТОО "Балтийский банк", а также производилось погашение задолженности по ранее привлеченным заемным средствам. Кредитные договоры заключались от имени МПС России Министром путей сообщения Аксененко Н.Е. или, по доверенности, его заместителями. Привлечение заемных средств Министерством является нарушением Указа Президента Российской Федерации от 26 мая 1998 г. №609 "О дополнительных мерах по снижению финансовой задолженности федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов". Этим нормативным актом федеральным органам исполнительной власти было запрещено привлечение заемных средств, кроме случаев, если такое привлечение прямо не установлено Правительством Российской Федерации.
Согласно представленным первичным документам, в 1999 году МПС России были привлечены заемные средства в размере 5000 тыс. долларов США и 368000 тыс. рублей.
При погашении задолженности по этим и ранее привлеченным средствам, МПС России было выплачено кредиторам в оплату задолженности 780589,4 тыс. рублей и 88017,3 тыс. долларов США. Часть задолженности в размере 150707,3 тыс. руб. была списана с централизованных доходно-распределительных счетов Министерства в нарушение Положения о порядке проведения операций по доходным счетам МПС России, утвержденного Указанием Центрального банка Российской Федерации от 25 марта 1994 года №82, что является неправомерным.
Выплаты процентов, неустоек, а также возмещение суммовой разницы, составили 2287,8 тыс. долларов США и 147475,8 тыс. рублей. В 1999 году МПС России выдавало поручительства КБ "Промсвязьбанк" в обеспечение кредитов подведомственных предприятий и иных хозяйствующих субъектов, и во исполнение своих обязательств поручителя уплачивало кредитную задолженность.
По краткосрочному кредиту, использованному ГУП "Росжелдорснаб" МПС России на приобретение топлива, мазута и колес, МПС России погасило основную сумму долга в размере 2500 тыс. долларов США и проценты на сумму 60,4 тыс. долларов США.
По кредитам на общую сумму 20500 тыс. долларов США, привлеченным ГУП "Росжелдорснаб", ГУП "Трансинформ", ГУП "Дирекция по строительству сетей связи", ГУП "Забайкальская железная дорога", ЗАО "Микротест", ЗАО "Техносервис А/С" для реализации программы информатизации МПС России на 1999 год, МПС России погасило начисленные за 1999 год проценты в размере 1596 тыс. долларов США.
На сумму требований МПС России к ЗАО "Техносервис А/С" и ЗАО "Микротест", возникших после исполнения поручительств, был произведен зачет в счет задолженности МПС России за поставку оборудования и выполнение работ. При этом приобретение оборудования и оплата работ производились ЗАО "Техносервис А/С" и ЗАО "Микротест" из средств вышеназванных кредитов.
Затраты и инвестиции, произведенные в счет кредитов ГУП "Росжелдорснаб", ГУП "Трансинформ", ГУП "Дирекция по строительству сетей связи" и ГУП "Забайкальская железная дорога", были отнесены на взаимные расчеты с МПС России. Выплаты процентов по кредитам третьих лиц составили 1656,4 тыс. долларов США.
В 1999 году железными дорогами и иными подведомственными МПС России предприятиями, организациями и учреждениями основной деятельности железных дорог привлекались долгосрочные кредиты, прочие долгосрочные и краткосрочные займы.
Всего согласно "Сводному отчету МПС России по основной деятельности железных дорог" (далее - свод), долгосрочных кредитов было привлечено на сумму 1001666 тыс. руб., погашено - на сумму 267829 тыс. руб., задолженность на конец года составляла 1068384 тыс. руб. и увеличилась по сравнению с началом года более чем в 3 раза.
Краткосрочных кредитов всего по своду было привлечено на сумму 4663281 тыс. руб., погашено - 6168178 тыс. руб., задолженность на конец года составляла 1359676 тыс. руб. и по сравнению с началом года уменьшилась в 2,1 раза.
Наибольшая доля привлеченных краткосрочных кредитов приходилась на железные дороги - ими было привлечено 4176645 тыс. руб. (89,6% от сводного показателя), задолженность на конец года составляла 1262476 тыс. руб. и по сравнению с началом года увеличилась в 1,2 раза.
Железными дорогами привлекались также и краткосрочные займы. Всего их было получено на сумму 227933 тыс. руб., задолженность на конец года составила 65574 тыс. руб. и по сравнению с началом года уменьшилась в 2,6 раза.

VI. По результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности МПС России за 1997-1998 годы по фактам, изложенным в средствах массовой информации, Счетной палатой Российской Федерации было направлено Председателю Правительства Российской Федерации представление от 6 июля 1999 года №01-868/11.
Правительство Российской Федерации ограничилось поручением от 14 июля 1999 г. №ХВ-П10-23293 в адрес МПС России о рассмотрении совместно с заинтересованными организациями указанного представления Счетной палаты.
В ответе Министра путей сообщения Российской Федерации от 16.08.99 г. №889, направленном по данному поручению в адрес Счетной палаты Российской Федерации, отсутствует информация о мерах, принятых МПС России по ряду нарушений, отмеченных в указанном представлении Счетной палаты.
В письме МПС России не даны ответы на следующие изложенные в представлении предложения:

  • о неэффективном использовании выделенных на реконструкцию железнодорожной линии Санкт-Петербург - Москва средств;
  • о низкой эффективности вложений государственных средств предприятиями железнодорожного транспорта в коммерческие структуры;
  • о грубых нарушениях установленного порядка предоставления скидок с тарифа на перевозки грузов, а также проведения взаимозачетов на железных дорогах;
  • о нарушениях в использовании централизуемых МПС России средств амортизационных отчислений и их неправомерном использовании, которое составило за 2 года 350,0 млн. руб.;
  • о проводимой в отрасли финансово-кредитной политике, не отвечающей требованиям действующего законодательства и не оказывающей заметного влияния на улучшение финансового состояния железнодорожного транспорта. Задолженность отрасли по заемным средствам достигла 5,0 млрд. руб.;
  • о неправомерной передаче Министерством своих финансовых обязательств (долгов) различным коммерческих структурам, в основном экспедиторским фирмам, с которыми затем производятся расчеты путем проведения зачетов за выполненные перевозки.


Общая сумма выявленного предыдущей проверкой материального ущерба, причиненного отрасли неправомерными и экономически нецелесообразными действиями руководителей Министерства и железных дорог, составляла 490,1 млн. руб. и 3,6 млн. долл. США.
Не получен также ответ о восстановлении средств, использованных не по целевому назначению.
Таким образом, руководством МПС России не обеспечило в полной мере рассмотрение всех недостатков и нарушений в работе отрасли, выявленных в ходе проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Министерства, не приняты действенные меры по их устранению в соответствии с представлениями Счетной палаты и решениями Правительства Российской Федерации.

VII. В нарушение ст. 11 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте", без решений Правительства Российской Федерации, оформляемых в соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" постановлениями или распоряжениями, на основании согласительных резолюций первых заместителей Председателя Правительства Российской Федерации от 23.07.97 г. №БН-П10-23690 и от 15.09.99 г. №НА-П10-30649, не являющихся нормативными актами Правительства Российской Федерации, Министерством неправомерно были созданы централизованные фонды и резервы: фонд поддержки учебных заведений, фонд поддержки центральных учреждений здравоохранения МПС России, фонд средств на покрытие расходов, связанных с международным сотрудничеством и рекламой, фонд социальной поддержки работников центрального аппарата МПС России, фонд инвестиционных проектов общеотраслевого назначения, финансовый резерв, а также централизованные амортизационные отчисления железных дорог и других предприятий железнодорожного транспорта.
Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. №1004 "О некоторых вопросах налоговой политики" установлено, что с 1 июля 1994 года формирование отраслевых целевых фондов должно осуществляется исключительно путем перечисления предприятиями целевых средств в федеральный бюджет. Однако централизованные средства фондов и финансового резерва МПС России не были учтены в доходной части федерального бюджета.

1. Для создания правового обоснования централизации амортизационных отчислений Министр путей сообщения Российской Федерации. Аксененко Н.Е письмом от 18.07.97 г. №508пр обратился к Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Немцову Б.Е. о необходимости централизованного финансирования отдельных затрат, на что вместо решения Правительства Российской Федерации была получена его согласительная резолюция (от 23.07.97 г. №БН-П10-23690).
В дальнейшем Министерством путей сообщения Российской Федерации было разработано Положение "О порядке использования централизуемых в МПС России амортизационных отчислений" (далее Положение), утвержденное 19.08.97 г. Министром путей сообщения Российской Федерации Н.Е. Аксененко.
Главными исполнителями по формированию и целевому финансированию утвержденных мероприятий из средств амортизационных отчислений являлись Департамент экономики и Департамент финансов МПС России.
Так, на 1997 год в соответствии с постановлением Коллегии Министерства от 24-25.12.96 г. №37 был определен объем капитальных вложений и источники его финансирования на сумму 21,75 млрд. руб., в том числе: средства федерального бюджета - 0,42 млрд. руб., средства амортизационных отчислений - 16,4 млрд. руб., средства страхования пассажиров - 0,23 млрд. руб., средства бюджетов субъектов федерации - 1,7 млрд. руб., заемные и другие нетрадиционные источники - 3,0 млрд. руб. (по тексту и далее суммы указаны с учетом деноминации), из которых амортизационные отчисления составляли 75,4 процента.
Для решения общеотраслевых задач было признанно необходимым централизовать в Министерстве начисленный износ грузовых вагонов и контейнеров, а также 49% начисленной амортизации основных средств железных дорог.
Установленным лимитом на 1997 год предусмотрено финансирование основных строек и объектов на сумму 5724,5 млн. руб., тогда как профинансировано на сумму 3293,4 млн. руб., что составило 57,5 процента.
При этом отдельные объекты вообще не были профинансированы.
Документы, подтверждающие объективность такого финансирования, не были представлены.
Закупки подвижного состава, технических средств и производства пассажирских вагонов профинансированы за 1997 год только на 56,4 процента.
Особенно следует выделить финансирование на приобретение подвижного состава. Так, расходы на приобретение подвижного состава составили: электровозы - 14,4%, тепловозы - 20,2%, грузовые вагоны - 59,9%, пассажирские вагоны (новые) - 44,7% и путевые машины - 66 процентов.
Причины неудовлетворительного финансирования закупок подвижного состава, технических средств и производства пассажирских вагонов не были объяснены.
Лимиты финансирования указанных строек и объектов на 1997 год, а также закупок подвижного состава в последующем были сведены в единый план распределения централизуемых средств МПС России, который утвержден 13.02.97 г. Министром путей сообщения А.А. Зайцевым.
Из представленных данных следует, что железные дороги были профинансированы на 97,7%, департаменты, управления и организации Министерства - 98%, а Управление грузовой и коммерческой работы - на 100,6 процента. Вместе с тем, департаменты и управления, занимающиеся оснащением локомотивами, пассажирскими и грузовыми вагонами, были профинансированы ниже установленных лимитов, в том числе: Главное управление пути - на 72,6%, Главное управление локомотивного хозяйства - 60,0%, Главное пассажирское управление - 45,4% и Главное управление вагонного хозяйства - 54,8 процента.
Постановлением расширенного заседания Коллегии Министерства от 16-17 декабря 1997 года №26 утверждена на 1998 год инвестиционно-инновационная программа Министерства путей сообщения Российской Федерации в объеме 15,4 млрд. руб., из которых централизованные Министерством амортизационные отчисления составляют 11,4 млрд. руб. или 74 процента.
Финансирование капитальных вложений в целом особо важных строек составило 115,8%, при этом на реконструкцию магистрали Санкт-Петербург -Москва было выделено средств в 2 раза больше намеченного. В то же время отдельные объекты по обустройству пограничных переходов были профинансированы от 4,4% до 75,8%, а работы по сооружению Северо-Муйского тоннеля - на 70,6 процента.
Информация о причинах и объективных условиях неравномерного финансирования не была представлена.
Расходы на приобретение подвижного состава и оборудования составили 47,1%, в том числе: электровозы - 1,6%, тепловозы - 32,1%, грузовые вагоны - 41,3%, пассажирские вагоны (новые) - 59,4%, контейнеры универсальные - 46,9%, путевые машины - 56,5%, электровагоны и дизель поезда - 67,1% и опытные образцы локомотивов - 27,0 процентов.
По сравнению с 1997 годом объемы вложений на закупки подвижного состава уменьшились на 179,5 млн. рублей (7,4%).
На основе отдельных планов по финансированию особо важных строек и закупки подвижного состава, а также распределения централизуемой части амортизационных отчислений 16.02.98 г. первым заместителем Министра Ковалевым В.М. утвержден план капитальных вложений на 1998 год по предприятиям и организациям МПС России.
Объем капитальных вложений за 1998 год выполнен на 113,1 процента.
При этом со значительным превышением лимитов профинансированы Управление кадров и учебных заведений - на 102,7%, Департамент здравоохранения - на 165,5%, а Департамент сигнализации, централизации и блокировки - в 2,3 раза, Дирекция по реконструкции магистрали Санкт-Петербург - Москва - в 2 раза или на 905,2 млн. руб. больше, чем установлено планом.
Другие департаменты и управления были профинансированы только от 25,4 до 87,9 процента.
На расширенном заседании Коллегии МПС России принято постановление от 22-23.12.98 г. №26, в соответствии с которым была утверждена инвестиционная программа на 1999 год на сумму 27,1 млрд. руб., а также решен вопрос о централизации капитальных вложений в объеме 100% начисляемой железными дорогами амортизации, предусматривая при этом в лимитах авансового финансирования, централизуемых на инвестиции, денежные средства для финансирования приоритетных программ по утвержденному Министерством перечню.
Особо важные строки в 1999 году профинансированы на 122 процента. Однако этот показатель выполнен, в основном, за счет высокого уровня финансирования ряда объектов: реконструкция магистрали Санкт-Петербург - Москва - превышение в 2,1 раза (5002,2 млн. руб. против 2350 млн. руб. по плану), реконструкция вокзала в Свердловске - в 4,9 раза (326,0 млн. руб. против плановых показателей - 67,0 млн. руб.), электрификация участка Тихвин-Кошта - 3,6 раза и т.д.
В этот же период отдельные объекты вообще не финансировались.
Финансирование закупок подвижного состава, технических средств и производства пассажирских вагонов в 1999 году выполнено на 69,3 процента.
По сравнению с 1997 годом финансирование возросло на 56,4%, а с 1998 годом - на 69,0 процентов.
Вместе с тем целый ряд показателей не был выполнен, в том числе по приобретению следующих видов подвижного состава и оборудования: электровозы пассажирские - 55,3%, тепловозы пассажирские - 77,6%, вагоны локомотивной тяги - 0,0%, вагоны электропоездов - 23,7% и т.д.
В целом объем финансирования по капитальным вложениям в 1999 году выполнен на 163,2 процента. При этом отдельные предприятия и организации были профинансированы с превышением установленных лимитов, в том числе: Дирекция по оздоровительным комплексам на Черноморском побережье Кавказа - в 2,7 раза (сумма превышения - 871,1 млн. руб.), Дирекция по реконструкции магистрали Санкт-Петербург - Москва - в 2,2 раза (превышение на 3510,5 млн. руб.), Дирекция по строительству сетей связи МПС России - в 1,9 раза (превышение на 3577,4 млн. руб.),
Сумма превышения финансирования по указанным дирекциям составила 7959,0 млн. руб. или 29,3% от общих плановых показателей.
Следует отметить, что в плановых документах 1999 года сумма амортизационных отчислений к использованию в составе капитальных вложений не обозначена.
Проверкой установлено, что утвержденные сводные планы капитальных вложений значительно ниже утвержденных Коллегией МПС России лимитов использования амортизационных отчислений (в 1997 г. - в 2 раза, 1998 г. - на 32%).
Требования Положения о порядке использования централизуемых в МПС России средств амортизационных отчислений, в части формирования по объемам и направлениям использования (п.5.2.,5.3. и 7), в основном не выполнялись. Так, в 1998-1999 годах не указывались отдельно направления и суммы использования средств амортизационных отчислений.
Учитывая, что должностными лицами МПС России в период проверки отказано Счетной палате в предоставлении первичных документов по исполнению планов капитальных вложений и финансированию объектов, а также аналитических данных по контролю за их исполнением со стороны Департамента экономики и Департамента финансов, можно сделать вывод, что созданная система планирования и распределения средств капитальных вложений, в том числе по централизованным средствам амортизационных отчислений, а также организация их учета не имеют прозрачности, что подтверждено выявленными нарушениями.
В период проверки установлено, что в 1999 году за счет сумм капитальных вложений было использовано 4366,6 млн. руб. на развитие ЗАО "Компания Транстелеком".
В сводном плане капитальных вложений на 1999 год финансирование данного акционерного общества не было запланировано.
Кроме того, по данным Управления реестра и имущества МПС России, железными дорогами и Дирекцией по строительству сетей связи Министерства по состоянию на 01.01.2000 г. были использованы средства амортизационных отчислений на приобретение акций ЗАО "Компания Транстелеком" на сумму 1499,0 тыс. рублей. Из указанной суммы 17 железными дорогами приобретено 1020 акций на сумму 1020,0 тыс. руб., что составляет долю в уставном капитале общества 51% (каждой дороге принадлежит по 60 акций - 3% в уставном капитале) и Дирекции по строительству сетей связи Министерства - 479 акций на сумму 479,0 тыс. руб., что составляет 23,95% доли в уставном капитале акционерного общества.
Таким образом, только по выборочным данным, на развитие ЗАО "Компания Транстелеком" было использовано 4368,1 млн. рублей.
Расход средств фонда за 1997-1999 годы составил 64026,5 млн. рублей.
Аналогичная ситуация сохранилась и в 2000 году: МПС России были консолидированы средства амортизационных отчислений в размере 100% в сумме 52875,5 млн. рублей.
Учитывая, что распределение средств капитальных вложений производилось через департаменты и управления центрального аппарата МПС России, а те в свою очередь, имея статус юридического лица, имели право их использовать через свои расчетные счета, то провести полный анализ целевого использования средств, не представляется возможным. Так, через Хозяйственное управление МПС России в 1999 году за счет средств капитальных вложений закуплено мебели для ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта на сумму 4,4 млн. рублей.
При этом следует отметить, что руководство МПС России не представило для проверки первичные документы на перечисление средств капитальных вложений и централизуемой части амортизационных отчислений (о чем составлен 28.04.01 г. акт).

2. Фонд поддержки учебных заведений - в размере 1,5% от балансовой прибыли железных дорог и других предприятий и организаций отрасли.
Положение о фонде утверждено указанием Министерства от 20.05.92 г. №102у.
Направления использования фонда следующие:

  • установление надбавок и доплат к стипендиям студентов, учащихся и заработной плате педагогических и других работников учебно-воспитательных учреждений, оказание им материальной помощи;
  • дотации на покрытие дополнительных расходов, вызванных либерализацией цен и не обеспеченных бюджетным финансированием, в том числе на питание в учебно-воспитательных учреждениях, коммунально-бытовые услуги, издание учебников и другой учебно-методической документации;
  • оказание помощи в развитии материально-технической базы учебно-воспитательных учреждений;
  • оказание в чрезвычайных ситуациях помощи железным дорогам для финансирования мероприятий по поддержке находящихся в их ведении учебно-воспитательных учреждений.


Использование средств фонда отражено в таблице.
(тыс. руб.)


Смета расходов по направлениям использования фонда в соответствии с Положением не составлялась, соответственно не имеются данные по видам затрат (по доплатам к стипендиям студентов, выплатам надбавок к заработной плате педагогическим и другим работникам учебно-воспитательных учреждений и т.д.), в связи с чем Министерство не смогло представить подробную информацию о целевом использовании средств.
Использование средств на реконструкцию учебных корпусов институтов произведено с нарушением утвержденного Положения, что не соответствует целевому назначению фонда, в том числе: в 1997 г. израсходовано 7,0 млн. руб., 1998 г. - 0,4 млн. руб. и 1999 г. - 342,8 млн. рублей. Всего на сумму 350,2 млн. рублей.
На допущенный в 1999 году перерасход средств фонда в размере 36271,0 тыс. руб. пояснений или обоснований не было представлено.

3. Фонд поддержки центральных учреждений здравоохранения МПС России - в размере 1% от балансовой прибыли железных дорог и других предприятий и организаций отрасли.
Положение о фонде утверждено указанием Министерства от 28.02.94 г. №33у, которым предусмотрены следующие направления использования:


  • установление надбавок и доплат к заработной плате работников центральных учреждений здравоохранения МПС России в пределах размеров, установленных для соответствующих территориальных бюджетных учреждений; оказание им материальной помощи;
  • дотации на покрытие дополнительных расходов, вызванных либерализацией цен и не обеспеченных бюджетным финансированием, в том числе на питание больных, приобретение медикаментов, коммунально-бытовые расходы центральных учреждений здравоохранения МПС России;
  • оказание помощи в поддержании и развитии материально-технической базы центральных учреждений здравоохранения МПС России.


Использование средств фонда отражено в таблице.
(тыс. руб.)


Сметы расходов по фонду поддержки центральных учреждений здравоохранения МПС России для проверки не представлены.
По сведениям, которые были получены комиссией Счетной палаты для анализа и проверки, не представляется возможным установить соответствие произведенных расходов Положению.
Не представлено пояснение по неправомерному перерасходу денежных средств в 1999 году на сумму 426211,4 тыс. рублей.

4. Фонд социальной поддержки работников центрального аппарата МПС России в размере 0,1% от доходов.
Положением о фонде, утвержденным Министерством 19.09.96 г. №443пр-у, предусмотрено использование средств по следующим направлениям:

  • на выплату премий в соответствии с Положением о премировании работников центрального аппарата МПС России, утвержденным Министром путей сообщения Российской Федерации;
  • на установление надбавок за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере до 50 % должностного оклада в месяц;
  • на дополнительное стимулирование труда работников центрального аппарата Министерства в виде ежемесячной доплаты к заработной плате (расчетно на 01.09.96 г. в размере 2,56 должностного оклада), скорректированной с учетом результатов работы железных дорог за предшествующий месяц.


Использование средств фонда отражено в таблице.
(тыс. руб.)


Сметы расходов по использованию фонда за проверяемый период не представлено.
Из приведенных данных следует, что в 1998 году на дополнительные выплаты работникам центрального аппарата было израсходовано 13,4 млн. рублей.
По данным Департамента финансов, в 1999 году 77766,0 тыс. руб. были возвращены железным дорогам.
Возврат денежных средств произведен не платежными поручениями, а путем взаимозачетов - бухгалтерскими проводками, что является наиболее распространенным методом ведения бухгалтерского учета Департаментом финансов и требует отдельной дополнительной проверки.

5. Фонд средств на покрытие расходов, связанных с международным сотрудничеством и рекламой, в размере 1% от валютной выручки железных дорог, с отнесением указанных затрат на прибыль, остающуюся в распоряжении железных дорог, и общеотраслевые расходы.
До утверждения Положения о фонде средств на покрытие расходов, связанных с международным сотрудничеством и рекламой, в Министерстве действовала инструкция "О порядке распределения валютной выручки от международных пассажирских и грузовых перевозок между железными дорогами России" от 07.04.93 г., которой были предусмотрены расходы на выплату суточных проводникам спальных вагонов, курсирующих за границу, и бригадам рефрижераторных секций при выезде за границу.
Таким образом, все произведенные расходы в 1997-1999 годах не имеют правового обоснования, а Положение о фонде, утвержденное 28.12.99 г. первым заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации Иванковым М.В., не имело в проверяемый период юридической силы.

Положение о фонде предусматривало следующие направления расходов:

  • содержание представительств РЖД за рубежом;
  • взносы в международные организации;
  • командировочные расходы специалистов МПС России, в том числе на выплату суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств, на возмещение расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран, на оплату консульских сборов посольств иностранных государств и оформление страховых полисов, связанных с направлением специалистов МПС России в служебные командировки за пределы Российской Федерации;
  • оплата услуг банка;
  • расходы по рекламе услуг железнодорожного транспорта;
  • прочие направления, связанные с международным сотрудничеством и рекламой.


Для проверки расходов этого фонда за 1997-1999 годы были представлены данные по структуре расходов, утвержденной Положением от 28.12.99 г.
По данным Центра "Желдоррасчет", использование средств фонда характеризуется следующими показателями:
(тыс. долларов США)


*Примечание: Данные по статье "Прочие расходы" следующие:
(тыс. долларов США)


Сметы расходов, согласно письменному объяснению должностных лиц, не составлялись.
В результате анализа представленных к проверке документов установлено, что все вышеуказанные расходы за период с 1997 по 1999 год на сумму 15081,9 тыс. долларов США произведены неправомерно и не по целевому назначению (за минусом курсовой разницы в размере 3,5 тыс. долларов США). Кроме того, разрешения на их оплату отдавали руководитель Финансового управления (Департамента финансов) или его заместители, которые на то соответствующего права не имели.
Представленные оправдательные документы по оплате расходов (кроме копии выписок из расчетных счетов и указаний на перечисление валютных средств), другие первичные документы, послужившие основанием для их оплаты Центром "Желдоррасчет", не предъявлены. По пояснению начальника Центра "Желдоррасчет" Михайловой Т.И., для проведения валютных операций доводились только распоряжения руководителей Финансового управления (Департамента финансов) и соответствующие платежные реквизиты.
За счет средств фонда было командировано в страны ближнего и дальнего зарубежья в 1997 г. - 737 человек, 1998 г. - 767 человек и 1999 г. - 692 человека.
Вместе с тем ряд командировок оформлен с нарушением и не отвечает общепринятым требованиям, предъявляемым к служебной загранкомандировке, в том числе: участие в торжествах и юбилеях, в заседаниях акционерных обществ ("Трансрейл", "Трансрейл-Холдинг АГ" Швейцария; ЗАО "СФАТ" Кипр), совещании Европейской организации журналистов, участие в международной туристической ярмарке, а также в похоронах отдельных должностных лиц и т. д.
Проданная валюта (7292,8 тыс. долларов США) не подтверждена первичными финансовыми документами об их целевом использовании. Из устного пояснения должностных лиц Департамента финансов МПС России следует, что рублевый эквивалент "растворился" в общем потоке денежных средств при финансировании мероприятий отрасли.
По всем остальным статьям расходов фонда, также не представлены первичные документы о их целевом использовании.

6. Финансовый резерв - в размере 1,5% от балансовой прибыли железных дорог и других предприятий и организаций отрасли.
Положение о резерве утверждено указанием МПС России от 28.02.97 г. №М-271у, которым предусмотрено использование средств на следующие направления:

  • оказание финансовой помощи железным дорогам и другим предприятиям федерального железнодорожного транспорта, в том числе на ликвидацию последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств;
  • премирование коллективов победителей отраслевого соревнования;
  • покрытие убытков по жилищно-коммунальному хозяйству Хозяйственного управления МПС России;
  • капитальный ремонт жилищного фонда и объектов социальной сферы общеотраслевого назначения;
  • содержание Дирекции Совета по железнодорожному транспорту;
  • содержание информационно-технического центра МПС России;
  • оказание материальной помощи ветеранам труда железнодорожного транспорта;
  • прочие нужды общеотраслевого характера.


Использование средств финансового резерва отражено в таблице.
(тыс. руб.)


* Примечание (прочие расходы):


Как видно из приведенных данных, допускались случаи использования денежных средств с нарушением Положения, а также не по целевому назначению, в том числе неправомерно использовано на содержание центрального аппарата в 1997-1999 годах - 34,7 млн. руб. и на погашение кредитов и процентов по ним - 113,1 млн. рублей.
В период проверки был затребованы документы, подтверждающие расход денежных средств в 1999 году на сумму 1228673,0 тыс. руб., а также допущенный перерасход на 01.01.2000 г. на сумму 1181510,0 тыс. рублей. Однако после составления акта по факту непредставления информации по запросу Счетной палаты Российской Федерации (от 28.04.2001г.) было представлено письменное пояснение руководителя Департамента финансов МПС России Короткевича П.Г. о том, что в связи с корректировкой расчетов в 2000 году представляются новые данные по использованию финансового резерва, в том числе общая сумма расходов составила 1503120,0 тыс. руб., а остаток - минус 652902,0 тыс. рублей.
Проверкой установлено, что за счет средств финансового резерва приобретались акции АКБ "Транскредитбанк" через Кредитно-финансовый центр МПС России и структурные подразделения МПС России: ГУ "Желдорконтроль", ГУП Центр "Желдоррасчет" и ГП "Росжелдорснаб".
Для финансирования расходов на приобретение акций и формирование уставного капитала АКБ "Транскредитбанк" была составлена смета, которая утверждена 15.02.99 г. Министром путей сообщения Российской Федерации Аксененко Н.Е., в том числе на приобретение акций у акционеров банка - 62215,9 тыс. руб. и выкуп акций, выпущенных в результате эмиссии - 285784,0 тыс. рублей.
В период проверки установлено, что Кредитно-финансовый центр произвел покупку акции АКБ "Транскредитбанк" на сумму 20384,8 тыс. руб., в том числе у ряда коммерческих организаций (ЗАО "Союзметтранс", ООО "Спецмашпроект", ЗАО "Группа ЕАМ", ООО "Металлургконтракт", АО "Черметинформация", ООО "Диорит", но не по номинальной стоимости, а по рыночной, на что неправомерно было использовано 444,8 тыс. руб.), а 71536,5 тыс. руб. было внесено в уставный капитал АКБ "Транскредитбанк".
Следует отметить, что ГУ "Кредитно-финансовый центр", ГУ "Желдорконтроль", ГУП Центр "Желдоррасчет" и ГП "Росжелдорснаб" использовали денежные средства на покупку акций АКБ "Транскредитбанк" и его акционеров не за счет своих фондов, а за счет финансового резерва МПС России путем перечисления на их счета денежных средств через Департамент финансов Министерства.
Использование средств финансового резерва на сумму 344974,1 тыс. руб. произведено в нарушение Положения и не по целевому назначению, что отражено в таблице:
(тыс. руб.)


Излишек финансирования на сумму 42615,2 тыс. руб. был возвращен Кредитно-финансовым центром установленным порядком Департаменту финансов МПС России.
Перерасход денежных средств в 1999 году по финансовому резерву на сумму 1181,5 млн. руб., по фонду поддержки учреждений здравоохранения на сумму 426,2 млн. руб. и по фонду поддержки учебных заведений на сумму 36,3 млн. руб., по пояснению заместителя руководителя Департамента финансов МПС России С.Б. Постникова (от 27.04.2001г.), вызван общим дефицитом прибыли по отрасли, образовавшимся в результате непроведения индексации тарифов на внутрироссийские грузовые перевозки (изложение дано по тексту пояснительной записки).
В нарушение статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положения о Министерстве дополнительно на содержание центрального аппарата МПС России в 2000 году использовались средства образованных централизованных фондов и резерва, амортизационных отчислений, а также общеотраслевые средства в общей сумме 778439,1 тыс. рублей, что в 12 раз превысили бюджетные ассигнования, предусмотренные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" по разделу 01 "Государственное управление и местное самоуправление". Указанные средства Министерством были направлены на капитальный ремонт зданий 459421,3 тыс. рублей, оплату труда работников МПС России 58139,0 тыс. рублей и текущее содержание 260878,8 тыс. рублей.
Таким образом, создание МПС России внебюджетных фондов, финансового резерва и централизованных амортизационных отчислений осуществлено неправомерно, а использование их средств в отдельных случаях осуществлялось не по целевому назначению.

VIII. В ходе проверки выявлен ряд нарушений и недостатков в части предоставления МПС России скидок с тарифа и спецставок при перевозке грузов.
Наряду с Прейскурантом 10-01 на железных дорогах России широко применялись свободные (договорные) тарифы на перевозки и дополнительные услуги (отличные от действующих на перевозках железнодорожным транспортом), оказываемые предприятиями железнодорожного транспорта Российской Федерации.
МПС России ежегодно заключало генеральные соглашения (далее - соглашения) с администрацией Кемеровской области, которыми предусматривалось применение льготных условий на перевозки грузов на экспорт, в прямом и местном сообщениях при обязательной компенсации потерь доходов железнодорожного транспорта.
Уровень спецставок по соглашениям против объявленных ставок Тарифной политикой снижен по перевозкам углей на экспорт на 60%, кокса - на 70%, черных металлов и проката черных металлов - на 40%, минеральных удобрений - на 20 процентов.
Размеры спецставок в 1997-1999 годах имели стабильный характер.
Несмотря на значительное снижение размеров тарифа в генеральных соглашениях против Прейскуранта 10-01, там же дополнительно предусмотрена система скидок в зависимости от сроков (размеров) предварительной оплаты перевозок как во внутригосударственном, так и в межгосударственном сообщении.
Вместе с тем в соответствии с Указанием МПС России от 28.07.98 г.
№ 231у при условии перевозок по спецтарифам скидки, устанавливаемые в зависимости от периода предоплаты, не применяются.
Важным условием предоставления льготных тарифов является погашение дебиторской задолженности грузоотправителей за перевозки перед Западно-Сибирской железной дорогой. Установлена специальная ставка компенсации, а именно: предоставление предприятию спецставки на перевозку угля производится при условии компенсационной выплаты в размере 6 долларов США за одну отправляемую тонну, а при предоставлении скидки и спецставки на перевозку черных металлов и минеральных удобрений - 5 долларов США.
Однако при проверке Западно-Сибирской железной дороги в комиссию Счетной палаты были представлены две копии генерального соглашения между МПС России и администрацией Кемеровской области, в котором ставка 6 долл. США при перевозке угля на экспорт была исправлена на 4 долл. США. При этом исправления в документе юридически не оформлены.
Анализ размера установленных ставок показал, что имело место дальнейшее их снижение при перевозке угля через ст. Новороссийск и Туапсе, Соловей Укр., Находка-Восточная, Ванино, Посьет, Хасан, Калининград.
Генеральными соглашениями определен срок действия договоров между Западно-Сибирской железной дорогой и отправителем грузов с применением спецставок, скидок с тарифа. Он определен на период действия контрактов с зарубежными фирмами, по остальным отправкам - на квартал.
Вместе с тем в телеграммах МПС России данное указание не приведено, период действия специальных условий оплаты перевозок в телеграммах определен до конца отчетного года, что противоречит требованиям генерального соглашения.
В основу генеральных соглашений заложены компенсации потерь железных дорог от установления спецставок и скидок на экспортные перевозки. Однако, расчет потерь, представленный Западно-Сибирской железной дорогой, показал, что полученная компенсация за счет увеличения объема погрузки, за счет снижения цен на продукцию и электроэнергию, возмещения убытков администрацией Кемеровской области от пригородных перевозок составила в 1997 г. только 28,3% от суммы потерь (365,1 млн. руб.), в 1998 г. - 8,8% (363,1 млн. руб.), в 1999 г. - 49,4% (2967,0 млн. руб.).
В итоге вместо положительного результата от применения спецставок и скидок Западно-Сибирская железная дорога имела потери дохода, которые составили соответственно 923,2 млн. руб., 3765,0 млн. руб. и 3042,3 млн. руб., что повлекло уменьшение прибыли и налогооблагаемой базы.
При этом в 1997-1999 годах денежные расчеты на Западно-Сибирской железной дороге составляли в общей структуре платежей соответственно 21,3%, 40,4% и 34,6%, а сумма зачетов - 78,7%, 59,6% и 65,4 процента.
Организация контроля за правильностью применения спецставок и скидок с тарифа, а также ежеквартальный анализ выполнения заключенных договоров были возложены на ДЦФТО дороги в соответствии с генеральными соглашениями на 1997-1999 годы (п.3.6). Однако начальники Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания Величко В.И (в должности с 28.02.97г. по 24.05.99 г.), Касаткин В.Ф. (в должности с 24.05.99 г.) не организовали надлежащее их исполнение в части организации постановки учета и анализа исполнения договорных обязательств.
Так, в период проверки должностные лица ДЦФТО и финансовой службы не представили учетные данные по начислению провозных платежей в разрезе установленных кодов исключительного тарифа и их фактической оплаты, в том числе по учету денежных средств от погашения дебиторской задолженности, предварительной оплаты и ее глубины, компенсационных и других условий.

IX. В проверяемом периоде МПС России заключались ценовые соглашения (договора) с хозяйствующими субъектами, предусматривающие фиксацию (снижение) цен на продукцию на компенсационной основе и погашение при этом взаимной задолженности. Как правило, условия предоставления спецставок не выполнялись и расчеты экономического обоснования компенсационных возврат (упущенной выгоды МПС России) от предоставления льготного порядка оплаты железнодорожного тарифа проводился специалистами МПС России некорректно.
Проверки были проведены в трех наиболее крупных экспедиторских компаниях.

• Группа компаний "Трансрейл"
• ОАО "ПФГ Росвагонмаш"
• ЗАО "Компания Трансуголь"
• ГП "Росжелдорснаб"

X. В ходе проверки было выявлено, что договор на совместное участие ГУП "Росжелдорснаб" и ЗАО "Компания Трансуголь" в обеспечении поставок угля и нефтепродуктов на топливные склады железных дорог, а также поставок необходимых материалов, оборудования, металлопродукции, лесоматериалов и товаров народного потребления для нужд РЖД был подписан 25 сентября 1997 года №ТТУ-1/У, а затем было подписано четырехстороннее Соглашение от 06.01.98 г. №10 между МПС России, ГУП "Росжелдорснаб", ОАО "ПФГ Росвагонмаш" и ЗАО "Компания Трансуголь", то есть договор был подписан на 3 месяца раньше, чем Соглашение №10.
Данным договором (п.2.1.2) ЗАО "Компания Трансуголь" наделялась правами генерального поставщика угля на топливные склады железных дорог МПС России, хотя конкурсного или тендерного отбора по поставкам угля для предприятий МПС России, как отрасли, относящейся к естественным монополиям, не производилось.
При выборочной проверке отражения в бухгалтерском учете первичных документов по поставкам угля выявлено, что вся поставка осуществлена как на условиях купли-продажи с отражением товара на балансовом счете №41 "Товары", так и на условиях комиссии (через третьих лиц). ЗАО "Компания Трансуголь" не имеет складских помещений и, тем самым, количество товара подтверждается только счет-фактурой (счетом). Количество товара, закупленного ЗАО "Компания Трансуголь" у поставщика угля, подтверждается актами, а отгрузка угля для покупателя - счет-фактурой.
В счет-фактуре ЗАО "Компания Трансуголь" является поставщиком, ГУП "Росжелдорснаб" МПС России - покупателем угля, отгрузка угля производится грузоотправителем - угольным разрезом (Талдинский, Красный Брод, Сибиргинский, Кедровский, Красногорский и др.), а грузополучатель - российские железные дороги.
Так, например, в реестре поступления угля у ЗАО "Компания Трансуголь" в декабре 1999 года проведено 1006,27 тонн угля, поставщиком которого является ООО "Каптэн" на сумму 292220,81 руб. Отправителем данного угля является согласно железнодорожных накладных ОАО "Разрез Ерунаковский", уголь отправлен со станции "Ерунаково" Западно-Сибирской железной дороги до станции "Инская" той же дороги.
По аналогичной схеме отражен приход бурого угля через ООО "Каптэн", отправка которого проведена со станции Заозерная Красноярской железной дороги до станции назначения "Петровский завод" 4 ноября 1999 года в количестве 2996 тн на сумму 389480 руб. и 3053 тн (5 ноября 1999 года) на сумму 396890 руб., отправитель - являлся разрез "Бородинский".
В реестре прихода товара через поставщика ООО "Славяне" значится 68,6 тонн каменного угля на сумму 11524,80 руб., отправка которого произведена со станции "Разрез" Западно-Сибирской ж.д. до станции "Ртищево" Юго-Восточной ж.д., отправителем является разрез "Бачатский".
Выборочным путем проверена отгрузка каменного угля марки "ГПКО", поставщиком которого является ООО "Декта". Так, 4 декабря 1999 года со станции "Ерунаково" Западно-Сибирской ж.д. (отправитель - ОАО "Разрез Ерунаковский") отправлен уголь в количестве 1253,21 тонны до станции "Рыбное" Московской железной дороги. ЗАО "Компания Трансуголь" (Москва) данный уголь оприходован на основании счет-фактуры, выданной ООО "Декта" от 31 декабря 1999 года №314/1, в объеме 1253,21 т на сумму 365887,19 руб. (с НДС) по цене 291,96 руб./т (с НДС) или 243,30 руб./т без НДС.
Далее, на основании счет-фактуры от 31 декабря 1999 года №1324, выписанной ЗАО "Компания Трансуголь", этот же уголь проходит по учету в ГУП "Росжелдорснаб" в том же количестве (1253, 21 тонны), но на сумму 369391,94 руб. (по цене за тонну 245,83 руб.)
Однако, ООО "Декта" (Москва, ул. Донская, д.29/9, строение А) данный уголь (счет-фактура №120802 от 08.12.99 г.) был приобретен у поставщика ЗАО "компания ТРАНСУГОЛЬ" (г. Горно-Алтайск, ул. Чеорос-Гуркина, 29) по цене 172,0 рубля.
Таким образом, применение вышеуказанной схемы позволило увеличить цену 1 тонны угля на 73,83 рублей.
На данном примере можно проследить следующую схему поставки угля через ЗАО "Компания Трансуголь":

Финансовые потоки и документы на движение угля


Об использовании фирм-посредников при реализации угля говорят и факты, приведенные в информации начальника Сибирской окружной инспекции Главного контрольного управления Президента Российской Федерации В. Воронина по результатам проверки деятельности территориальных подразделений федеральных органов власти Кемеровской области по обеспечению контроля за выполнением ОАО "Холдиинговая компания "Кузбассразрезуголь" и дочерними предприятиями федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и других нормативных актов.
Таким образом, можно сделать вывод, что привлечение коммерческих структур для закупок угля для нужд российских железных дорог привело к значительному удорожанию угля.
Для МПС России сумма потерь денежных средств составила только в 1999 году более 264 млн. рублей. Расчет произведен по формуле (Цк- Цн) х W, где:

Цк - цена покупки 1 т угля ГУП "Росжелдорснаб" МПС России (246,6 руб.);
Цн - цена 1 т угля, закупленной у ЗАО "компания ТРАНСУГОЛЬ" (Алтай) (172,0 руб.);
W - объем поставки угля для РЖД (3543600 т)

XI. При проведении проверки на Западно-Сибирской железной дороге установлено, что перевозки угля на экспорт осуществлялись по договорам, заключенным экспедиторскими организациями как с Западно-Сибирской железной дорогой, так и в централизованном порядке с МПС России. В последнем случае оплата провозных платежей осуществлялась экспедиторскими организациями на валютные счета Министерства, отраженные в балансе Центра "Желдоррасчет". Платежи в иностранной валюте осуществлялись в разрезе договоров, наименование груза при этом не указывалось.
Расчеты с экспедиторами осуществлялись на основании временных разрешений Банка России на проведение расчетов в иностранной валюте за международные железнодорожные перевозки грузов.
В соответствии с этими разрешениями расчеты могут осуществляться только в безналичном порядке через валютные счета МПС России. Основанием для перевода средств в иностранной валюте экспедиторскими организациями-резидентами являлись: договор, заключенный с Валютно-тарифным комитетом (с 04.09.97 г. - Центром фирменного транспортного обслуживания) МПС России на осуществление перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов, а также счет-фактура, выставленный Центром "Желдоррасчет" МПС России.
При проведении выборочной проверки расчетов в иностранной валюте в период 1997-1999 годов по договорам, заключенным экспедиторскими организациями ГП "Росжелдорснаб", ОАО ПФГ "Росвагонмаш", группой компаний "Трансрейл", АО "Трансрейл Холдинг АГ" с МПС России на услуги по перевозкам экспортно-импортных и транзитных грузов, установлено, что имели место нарушения условий разрешений Банка России.
МПС России представлен договор №91 от 08.08.95 г., заключенный с ГП "Росжелдорснаб" (резидент), регулирующий взаимоотношения сторон, связанные с осуществлением перевозок транзитных и экспортно-импортных грузов в международном сообщении, за которые оплата провозных платежей по российским железным дорогам производится ГП "Росжелдорснаб" в свободно конвертируемой валюте по ставкам Тарифной политики. По данным, представленным ГУП Центр "Желдоррасчет" МПС России, оплату провозных платежей за международные перевозки грузов по договору №91 от 08.08.95 г., осуществляли в авансовом порядке фирмы-нерезиденты: "Трансваг", "Интернейшенал Петролиум Компани", "R.T.C.". В оплату международных грузовых перевозок на валютный счет Министерства поступило от указанных компаний: в 1997 году - 9740,4 тыс. долл. США; в 1998 году - 2201,7 тыс. долл. США.
Таким образом, обязательства ГП "Росжелдорснаб" перед МПС России по договору №91 от 08.08.95 г. исполняли третьи лица, не являвшиеся стороной по договору, что не предусмотрено условиями разрешений Банка России и, следовательно, платежи проведены в нарушение разрешений Банка России.
Выборочной проверкой платежных документов в ГУП Центр "Желдоррасчет" установлено, что обязательства ОАО ПФГ "Росвагонмаш" по оплате провозных платежей в 1997-1998 годах в основном исполняли третьи лица, не являвшиеся стороной по договору, в том числе нерезиденты ("Совтрансфрахт", "Бриджлайн лимитед", "Элайн груп лимитед", "Вектор файнэнс", "Стронгфилд маркетинг", "Тонал лимитед", "Тернер ГМБХ", "Анико марин лимитед" и другие), что не предусмотрено условиями разрешений Банка России, и в отдельных случаях резиденты (ЗАО "Русская банковская трастовая компания" и другие), что является нарушением норм валютного законодательства в части расчетов в иностранной валюте между резидентами.
После 23.10.98 г. взаимоотношения МПС России и АО "Трансрейл Холдинг АГ", его дочерних и зависимых фирм основывались на договоре от 28.10. 98 г. №7/92/1-4, в соответствии с которым "Трансрейл" исполняет обязанности "Линейного фрахтового агента" МПС России по привлечению экспортно-импортных и транзитных грузов, перевозимых по российским железным дорогам в международном сообщении, сбору фрахта за указанные перевозки и осуществлению перевозок. В соответствии с договором к дочерним и зависимым фирмам были также причислены ЗАО "Орентранс" - Оренбург (резидент) и ЗАО "Металлторгтранс" - Москва (резидент).
По предоставленным ГУП Центр "Желдоррасчет" МПС России данным, в рамках исполнения названных договоров на валютный счет Министерства, отраженный в балансе Центра "Желдоррасчет", поступило провозных платежей:
в 1997 году - 564232,8 тыс. долл. США и 114494,0 тыс. швейц. франков;
в 1998 году - 479176,0 тыс. долл. США и 45665,8 тыс. швейц. франков;
в 1999 году - 401646,0 тыс. долл. США и 85473,4 тыс. швейц. франков.
Операции в иностранной валюте по оплате провозных платежей, проведенные между МПС России - резидентом и экспедиторскими организациями-резидентами в рамках агентского договора от 28.02.93 г. и договора от 28.10.98г. №7/92/1-4, осуществлены в нарушение условий разрешений Банка России, а именно: с плательщиками - дочерними и зависимыми фирмами "Трансрейл Холдинг АГ" отдельных договоров не заключалось. И соответственно эти операции являются нарушением норм валютного законодательства в части расчетов в иностранной валюте между резидентами.
По данным, предоставленным Министерством, в ряде случаев расчеты МПС России с группой компаний "Трансрейл" и АО "Трансрейл Холдинг АГ" за перевозки экспортно-импортных и транзитных грузов проводились путем взаимозачетов.

XII. Для решения задачи устойчивого функционирования экономики и жизнеобеспечения населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также повышения эффективности использования средств федерального бюджета Правительством Российской Федерации было принято постановление от 27.02.97 г. №225 "О системе государственной поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в 1997 году", которым Министерству путей сообщения Российской Федерации определялось о


08.01.2002




FLB

В начало статьи

Из досье FLB

Аксененко Николай Емельянович

 - бывш. министр путей сообщения РФ, бывш. первый вице-премьер
20.01.2010  Дочь казахстанского президента купила виллу у сына русского железнодорожника
21.12.2007  Сын Аксененко стал гражданином Эстонии
21.07.2005  Пути сообщения неисповедимы
15.10.2003  Аксененко улетел, дело осталось
14.10.2003  Аксененко довели до суда
Аксененко Николай Емельянович, все статьи»»

Выбор редактора

»  

В ВИМ-Авиа - двойное мошенничество


» 

А «Матильда» должна была быть совсем иной…


» 

Крым. В семье Аксеновых у каждого есть прибыльное дело


» 

У полковника МВД Дмитрия Захарченко новый эпизод


» 

В первый день проката фильма «Матильда» собрано 39 млн рублей и это не предел


» 

За что арестован главный конструктор системы информационного обеспечения МВД?


» 

Как оборонные подрядчики поссорились из-за обналички


» 

Организатор ареста Улюкаева стал советников в банке "Пересвет"


» 

Как строитель "Зенит Арены" утаил налогов на 1.3 миллиарда


» 

О гонорарах участников политических ток-шоу на ТВ


» 

Наш твиттер


Контекст

»

Революция гнилых чувств


Кто в день национального согласия 2017-го преподносит бойню в образе «цивилизованного протеста»

»

Навальный прогулял пять согласованных митингов


«Организаторы не затрудняют себя заранее информировать об отказе от мероприятия, либо делают это в последний момент». «Тупо» в московском офисе Навального

»

Американский Google заблокировал российское новостное агентство ФАН


Кирилл Романовский, журналист ФАН: «На мой взгляд, это акт откровенной политической цензуры».

»

Два самозванца встретились в Курске: Навальный и Завалишин


Армен Гаспарян, журналист: «Вышедшим на сцену молодым человеком, который представился членом «Единой России» является житель Курска Завалишин Евгений. К партии «Единая Россия» отношения не имеет».

»

Искали руку Кремля, а нашли украинский след


Сергей Лавров, глава МИД РФ: «Вот, нашли украинский след в отношении господина Манафорта и его какого-то сотрудника. Украинский след, наверное, нужно расследовать через Украину». Мюллер: «А вас, Манафорт, я попрошу остаться»

»

Женское лицо президентского кресла. Часть 1. Предвыборная интрига


FLB.ru начинает серию публикаций о предвыборной борьбе женщин России за президентское кресло.


Лицензия Минпечати ЭЛ 77-2212 от 29.12.1999 г.  FLB - зарегистрированный товарный знак.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "FLB.Ru" обязательна. ©1999-2017
RSS версия